18 ноября 2020
Делимся мнением: как себя чувствует рынок веб-разработки
Конец года — самое время подводить итоги. Поделились с Workspace мнением о том, как себя чувствует рынок веб-разработки с точки зрения продаж, загрузки, клиентского портфеля и HR-процессов.
- Меняли ли вы в этом году цены на свои услуги? Если да, то сколько раз и в какую сторону: повышения или понижения?
- Цены для текущих клиентов в этом году мы не поднимали. А вот для новых — да, они повышаются. Это связано с тем, что мы сфокусировались на продуктовом подходе к веб-разработке, сформировали и продаем время продуктовой команды. И спрос на такие услуги превышает предложение.
- Как часто в этом году вы предоставляли своим клиентам скидки? Разрабатывали ли вы антикризисные предложения? Если да, что в них входило и какая часть ваших клиентов ими воспользовалась? Чувствуете ли вы необходимость предоставлять скидки своим клиентам в данный момент?
- Мы никогда не работали со скидками и не собираемся это делать: сразу называем честную цену. Сократить стоимость услуги можем только за счет уменьшения объема работ. В качестве антикризисных мер работали с нашим клиентским портфелем: определили сферы и клиентов, которые могли получить во время пандемии дополнительные возможности (в нашем случае это фарма и медицина, foodtech и edtech) и придумали, как нашим клиентам ими воспользоваться, как переносить бизнес из офлайна в онлайн и как наращивать конкурентные преимущества.
- Какие схемы продаж вы использовали в 2020 году? Какие из них лучше всего работали?
- Все как всегда — чтобы продать новый проект, мы делаем пресейл клиенту: демонстрируем наш подход к разработке, уровень понимания и погружения в бизнес клиента и способ думать о его задачах, а также показываем, как будет устроено наше дальнейшее взаимодействие.
- Как изменялась интенсивность найма сотрудников в течение 2020 года? В каком состоянии находится ваше HR-направление сейчас?
- На фоне карантина мы сначала заморозили наем новых сотрудников по всем позициям, кроме направления VR-разработки. Но уже летом вернулись в обычный ритм и сейчас у нас открытых вакансий даже больше, чем обычно.
- Изменились ли требования к сотрудникам и критерии их отбора за последние полгода? Как именно?
- Карантин внес свои коррективы, и мы стали рассматривать возможность удаленного найма. К основным требованиям (соответствующий уровень хард-скиллов, скорость, предсказуемость, обучаемость, самостоятельность) добавилось требование к самодисциплине. Это крайне важно, потому что само по себе наличие офиса перестало быть фактором, который помогает поддерживать дисциплину.
- Изменился ли ваш портфель услуг? Добавили новые специализации, от чего-то отказались или наоборот, полностью сконцентрировались на нише веб-разработки?
- Сфокусировались на продуктовом подходе к разработке:
-
создаем под клиентов команды, настраиваем процессы аналитики, дизайна, маркетинга и разработки;
-
начинаем через разработку MVP, дальше идем итерациями;
-
вместе с нашими клиентами формулируем гипотезы и делаем так, чтобы ценность доставлялась как можно быстрее: при таком подходе каждый релиз создает конкретную наблюдаемую и измеримую выгоду.
- Насколько вы сейчас загружены, случаются ли простои? Специалисты каких направлений загружены больше остальных?
- Все наши разработчики сейчас загружены, и мы расширяем команду, чтобы брать новые проекты. Из-за смещения фокуса на продуктовый подход к разработке у нас больше всего загружены продуктовые команды и специалисты, которые занимаются проработкой digital-стратегий.
- Что в сфере разработки сайтов вы сейчас считаете малоэффективным или абсолютно бесполезным занятием?
- На наш взгляд, совершенно бесполезно заказывать лендинги у тех компаний, которые в дальнейшем не будут заниматься рекламными кампаниями, под которые эти лендинги созданы. Во-первых, сложнее удержать контур обратной связи между промокомандой и разработкой после запуска и оперативно реагировать на изменения, основываясь на данных. Во-вторых, в любом случае важен продакт-оунер — человек, который будет удерживать общее видение и синхронизировать всех. При обращении в одну компанию это сделать проще.
Кроме того, довольно неэффективно тратить много времени на написание большого ТЗ с перечнем фич, если мы говорим про проекты от полугода и больше. Потому что вы сначала потратите время, а потом в процессе разработки все несколько раз может поменяться. Гораздо важнее прорабатывать то, как будущий продукт связан с целями и бизнес-метриками, на какой клиентский опыт он опирается.
По той же причине необходимости гибких изменений при создании крупных проектов не очень эффективно использовать водопадный подход.
- Как по-вашему, рынок веб-разработки уже вышел на докризисный уровень? Если нет, когда, по вашим прогнозам, это случится?
- В целом весь рынок просел, при этом кризис сильнее всего ударил по малому бизнесу. Но мы работаем со средним и крупным бизнесом, поэтому наш сегмент не очень-то и проседал.
- Каковы ваши прогнозы по рынку на остаток 2020 года и начало 2021-го?
- Гарантированно сказать, что будет дальше, сейчас никто не сможет. Но мы уверены, что в любом случае есть и будут появляться компании, которым нужны цифровые сервисы и продукты. Потому что для некоторых отраслей кризис только расширяет горизонт возможностей. И работа у нас будет.
Изнутри компаний-разработчиков, безусловно, будут изменения:
-
скорее всего, историй с гибридными офисами станет больше;
-
будут эволюционировать практики удаленной разработки;
-
будут меняться инструменты;
-
и география продаж.
В целом вся ситуация с разработкой за последние полгода у нас стала лучше: продажи увеличились и улучшились в качестве, цены мы поднимаем. Лимитирующим фактором на нашем рынке по-прежнему являются кадры — вот это остается неизменным.
Более развернутые ответы и мнение наших коллег по рынку читайте в статье: читайте в статье.
Возможно вас заинтересует