Делимся мнением: как себя чувствует рынок веб-разработки

`

Конец года — самое время подводить итоги. Поделились с Workspace мнением о том, как себя чувствует рынок веб-разработки с точки зрения продаж, загрузки, клиентского портфеля и HR-процессов.

 

- Меняли ли вы в этом году цены на свои услуги? Если да, то сколько раз и в какую сторону: повышения или понижения?

- Цены для текущих клиентов в этом году мы не поднимали. А вот для новых — да, они повышаются. Это связано с тем, что мы сфокусировались на продуктовом подходе к веб-разработке, сформировали и продаем время продуктовой команды. И спрос на такие услуги превышает предложение.

 

- Как часто в этом году вы предоставляли своим клиентам скидки? Разрабатывали ли вы антикризисные предложения? Если да, что в них входило и какая часть ваших клиентов ими воспользовалась? Чувствуете ли вы необходимость предоставлять скидки своим клиентам в данный момент?

- Мы никогда не работали со скидками и не собираемся это делать: сразу называем честную цену. Сократить стоимость услуги можем только за счет уменьшения объема работ. В качестве антикризисных мер работали с нашим клиентским портфелем: определили сферы и клиентов, которые могли получить во время пандемии дополнительные возможности (в нашем случае это фарма и медицина, foodtech и edtech) и придумали, как нашим клиентам ими воспользоваться, как переносить бизнес из офлайна в онлайн и как наращивать конкурентные преимущества.

 

- Какие схемы продаж вы использовали в 2020 году? Какие из них лучше всего работали?

- Все как всегда — чтобы продать новый проект, мы делаем пресейл клиенту: демонстрируем наш подход к разработке, уровень понимания и погружения в бизнес клиента и способ думать о его задачах, а также показываем, как будет устроено наше дальнейшее взаимодействие.

 

- Как изменялась интенсивность найма сотрудников в течение 2020 года? В каком состоянии находится ваше HR-направление сейчас?

- На фоне карантина мы сначала заморозили наем новых сотрудников по всем позициям, кроме направления VR-разработки. Но уже летом вернулись в обычный ритм и сейчас у нас открытых вакансий даже больше, чем обычно.

 

- Изменились ли требования к сотрудникам и критерии их отбора за последние полгода? Как именно?

- Карантин внес свои коррективы, и мы стали рассматривать возможность удаленного найма. К основным требованиям (соответствующий уровень хард-скиллов, скорость, предсказуемость, обучаемость, самостоятельность) добавилось требование к самодисциплине. Это крайне важно, потому что само по себе наличие офиса перестало быть фактором, который помогает поддерживать дисциплину.

 

- Изменился ли ваш портфель услуг? Добавили новые специализации, от чего-то отказались или наоборот, полностью сконцентрировались на нише веб-разработки?

- Сфокусировались на продуктовом подходе к разработке:

  • создаем под клиентов команды, настраиваем процессы аналитики, дизайна, маркетинга и разработки;

  • начинаем через разработку MVP, дальше идем итерациями;

  • вместе с нашими клиентами формулируем гипотезы и делаем так, чтобы ценность доставлялась как можно быстрее: при таком подходе каждый релиз создает конкретную наблюдаемую и измеримую выгоду.

 

- Насколько вы сейчас загружены, случаются ли простои? Специалисты каких направлений загружены больше остальных?

- Все наши разработчики сейчас загружены, и мы расширяем команду, чтобы брать новые проекты. Из-за смещения фокуса на продуктовый подход к разработке у нас больше всего загружены продуктовые команды и специалисты, которые занимаются проработкой digital-стратегий.

 

- Что в сфере разработки сайтов вы сейчас считаете малоэффективным или абсолютно бесполезным занятием?

- На наш взгляд, совершенно бесполезно заказывать лендинги у тех компаний, которые в дальнейшем не будут заниматься рекламными кампаниями, под которые эти лендинги созданы. Во-первых, сложнее удержать контур обратной связи между промокомандой и разработкой после запуска и оперативно реагировать на изменения, основываясь на данных. Во-вторых, в любом случае важен продакт-оунер — человек, который будет удерживать общее видение и синхронизировать всех. При обращении в одну компанию это сделать проще.

Кроме того, довольно неэффективно тратить много времени на написание большого ТЗ с перечнем фич, если мы говорим про проекты от полугода и больше. Потому что вы сначала потратите время, а потом в процессе разработки все несколько раз может поменяться. Гораздо важнее прорабатывать то, как будущий продукт связан с целями и бизнес-метриками, на какой клиентский опыт он опирается.

По той же причине необходимости гибких изменений при создании крупных проектов не очень эффективно использовать водопадный подход.

 

- Как по-вашему, рынок веб-разработки уже вышел на докризисный уровень? Если нет, когда, по вашим прогнозам, это случится?

- В целом весь рынок просел, при этом кризис сильнее всего ударил по малому бизнесу. Но мы работаем со средним и крупным бизнесом, поэтому наш сегмент не очень-то и проседал.

 

- Каковы ваши прогнозы по рынку на остаток 2020 года и начало 2021-го?

- Гарантированно сказать, что будет дальше, сейчас никто не сможет. Но мы уверены, что в любом случае есть и будут появляться компании, которым нужны цифровые сервисы и продукты. Потому что для некоторых отраслей кризис только расширяет горизонт возможностей. И работа у нас будет.

Изнутри компаний-разработчиков, безусловно, будут изменения:

  • скорее всего, историй с гибридными офисами станет больше;

  • будут эволюционировать практики удаленной разработки;

  • будут меняться инструменты;

  • и география продаж.

 

В целом вся ситуация с разработкой за последние полгода у нас стала лучше: продажи увеличились и улучшились в качестве, цены мы поднимаем. Лимитирующим фактором на нашем рынке по-прежнему являются кадры — вот это остается неизменным.

 

Более развернутые ответы и мнение наших коллег по рынку читайте в статье: читайте в статье.


 

Подписывайтесь на наш telegram, чтобы не пропускать новости!

Возможно вас заинтересует