Редизайн тифлофлешплеера
«ВОЙСА»

для слепых и слабовидящих людей

Золото + Гран - при

2023

Заказчик и продукт

Что такое тифлофлешплеер?

Тифлофлешплеер (ТФП) — специальное устройство, которое воспроизводит «говорящие» книги (дословное воспроизведение текста, включая сноски, пояснения и прочий сопроводительный материал), аудиофайлы и музыку, а также имеет дополнительные функции, полезные для слепых и слабовидящих людей — например, диктофон и радио.

01

Компания «КРУСТ» — лидирующее предприятие в области тифлотехники в России, разработчик технических средств реабилитации для людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы начали сотрудничество в 2019 году с проектов по разработке программного обеспечения.

Задачи

В ассортименте компании уже был плеер «Соло» — и был фидбэк от пользователей. Когда вышел новый ГОСТ, возникла необходимость создать плеер на замену — чтобы он соответствовал всем требованиям и учитывал пожелания пользователей.

У нас был опыт в промышленном дизайне, поэтому заказчики обратились к нам с тремя основными задачами:

01

Спроектировать такой интерфейс плеера, чтобы:

— обогатить функционал предыдущего ТФП «Соло», добавив интернет-сервисы (справочники, YouTube, музофонд, подкасты) и функцию звонков;

— упорядочить весь функционал в логичную и интуитивно понятную структуру;

— гарантировать соответствие ГОСТу, учитывая специфику взаимодействия с каждой функцией.

02

Спроектировать такой корпус плеера, чтобы:

— слепой человек мог быстро распознавать зоны взаимодействия и кнопки действий;

— форма приятно и надежно ложилась в руку;

— материал был теплым и бархатистым на ощупь;

— форма была красивой — многие слабовидящие хотят иметь современный стильный прибор, чтобы было не стыдно пользоваться в общественном месте.

03

Создать программное обеспечение для плеера

Решение

Мы изучили прошлую версию ТФП, провели анализ конкурентов и выявили проблемы, которые нужно решить: в форме и в содержании.

Форма:

много комбинаций клавиш без единой логики — приходится много запоминать;

неудобные сочетания клавиш — сложно нажать на кнопки одновременно;

слишком острые тактильные символы — можно травмировать пальцы;

трудно различимые или одинаковые символы — например, нет отличия между микрофоном и наушниками;

форма плеера симметрична по всем осям — сложно быстро сориентироваться, где верх, а где низ;

неочевидные группы кнопок, могут быть просто рассыпаны по панели — трудно запомнить, за что отвечают рядом стоящие кнопки, плюс неудобно нажимать кнопки, участвующие в одной комбинации;

неудобно держать устройство одной рукой на весу.

Содержание:

нет подсказок и возможности обращаться к фрагментам инструкции;

нет возможности выбрать голос автоинформатора;

сложный текстовый ввод;

плохо работает радио, интернет и другие опциональные сервисы;

нет отдельной кнопки настроек;

диктофон спрятан среди других режимов и не имеет отдельной кнопки;

все функции включаются последовательным нажатием на одну и ту же кнопку.

Мы пообщались с заказчиками и со слепыми людьми и выделили три группы целевой аудитории — по возрасту, в котором люди потеряли зрение и в котором находятся сейчас. И описали их технологические привычки.

С учетом всего изученного мы приступили к решению проблем и обновлению плеера.

01

Пожилые с потерей зрения
из-за возраста чувствуют себя беспомощными и имеют ограниченный опыт с гаджетами

02

Молодежь, страдающая слепотой с детства, активно использует гаджеты и быстро адаптируется к новым технологиям

03

Люди среднего возраста, потерявшие зрение во взрослом возрасте, используют гаджеты, но не всегда готовы к новшествам, предпочитая привычные устройства

UX-дизайн

Выделили три группы функций:

базовые — управляющие устройством: например, включить/выключить, сон/блокировка;

функции-режимы: например, диктофон и помощь;

функции-инструменты: например, перемотка и отмена последнего действия.

Это помогло переработать логику переходов.

В предыдущем плеере все режимы включались одной кнопкой: нужно было нажимать ее, пока не найдешь нужный, а если пропустил — повторять все по кругу.

В новом плеере появилось еще больше режимов —
из-за требований ГОСТа. Поэтому мы не могли оставить тот же неудобный принцип переключения.

Вместо этого мы выделили несколько режимов: книги, радио, органайзер и т. д. И для каждого прописали подрежимы: например, для книг — это все книги, избранные, прочитанные, интернет-библиотека, книги на USB. Для подрежимов предусмотрели отдельную кнопку.

Теперь пользователь одной кнопкой выбирает нужный режим из лаконичного списка, а другой — подрежим.

Некоторые функции вынесли на отдельные кнопки
для быстрого вызова — при этом количество кнопок изменилось незначительно: было 12, стало 14. Добавили «Подрежимы» и вынесли «Рекордер».

Также сократили количество сложных комбинаций, а оставшиеся сделали универсальными. Теперь в комбинациях участвует не больше двух кнопок,
при этом почти все они задействуют одну и ту же центральную кнопку «Ввод», что упрощает вызов функций.

Проектирование корпуса

Благодаря выемке на нижней стороне корпуса плеер комфортно и надежно лежит в ладони. Его удобно держать как двумя руками — во время использования, так и одной — когда плеер нужно перенести, а вторая рука занята.

Несколько положений плеера

Каждый человек по-своему ориентирует прибор в руках: кто-то переворачивает его вверх ногами или вертикально боком. Поэтому мы создали ассиметричную форму плеера, чтобы можно было легко распознать, где верх, а где низ.

При этом в инструкции четко описали ориентиры. А еще предусмотрели возможность использования прибора вниз головой — чтобы он мог устойчиво располагаться на столе в таком положении.

Зонирование кнопок

Выявили, какие кнопки используются чаще, а какие реже. Расположили их так, чтобы их было удобно нажимать.

На центральном приподнятом круге расположены основные кнопки управления. Они используются чаще других. Для некоторых пользователей это единственные нужные кнопки — например, для пожилых, которые слушают только книги.

Кнопка «Рекордер» вынесена отдельно и в активном состоянии утапливается, чтобы пользователю было понятно на ощупь, что включена запись.

Кнопки «Режим» и «Подрежим» овальные и расположены ниже круга. Их также всегда легко идентифицировать на ощупь.

Еще на плеере появилась полупрозрачная кнопка в форме полумесяца.

С одной стороны, это индикатор состояния — для слабовидящих, которые не полностью утратили зрение: зеленый цвет сигнализирует, что плеер включен, мигающий зеленый — аккумулятор разряжен, красный — устройство на блокировке.

С другой стороны, при нажатии включается и выключается режим сна.

Остальные четыре кнопки функций используются реже и вынесены на периферию, по углам плеера.

Все кнопки имеют выпуклый тактильный символ, связанный со значением кнопки:

точки и полоска на кнопке-качели — увеличить или уменьшить громкость;

снежинка (звездочка) — поставить закладку, метку или вернуться в начало фрагмента;

П — поиск, подсказка, помощь;

крестик — удалить.

Хаптика

Кнопки нажимаются с небольшим усилием, мягким ходом до щелчка и возвращаются обратно. Также кнопки снабжены отключаемой функцией вибрации, а реакции на нажатие озвучены различными сигналами: если кнопка заложена в определенный режим — то при нажатии слышен звук успеха, а если не заложена — звук холостого нажатия. Кнопка «Рекорд» фиксируется в нажатом положении, пока идет запись.

Также кнопки отличаются между собой по уровню.

Кнопки центрального блока

Кнопки центрального блока вогнутые — так они продолжают сложную пластику центрального круга. Края углублений сглажены, поэтому переход между кнопками ощущается особенно явно. При этом пальцы беспрепятственно скользят по главной зоне управления плеера.

Периферийные кнопки

А периферийные кнопки — выпуклые. Они рассеяны по поверхности и их легче обнаружить, когда они над ней приподнимаются. Исключение — кнопка «Удалить», она утоплена, чтобы избежать случайного нажатия.

Порты

Порты для различных устройств и отверстия под ремешок расположены на боковых сторонах корпуса так, чтобы штекеры и устройства, помещенные в них, не мешали держать плеер и управлять им.

Входы для микрофона и наушников имеют тактильные накладки в форме соответствующих предметов.

Заметный цвет

Желтый — это последний цвет, который видит человек, теряющий зрение. Поэтому мы взяли его за основной и предложили два варианта цветовых сочетаний:

— желтый корпус с черными кнопками;
— белый корпус с желтыми кнопками.

В качестве альтернативы создали черно-белый вариант. В итоге остановились на контрастном варианте — желтый корпус, черные кнопки.

05

Мы создали две принципиально разные модели прототипа и протестировали их на инвалидах по зрению. В тестировании участвовали несколько групп потенциальных пользователей разного возраста, с разными причинами инвалидности и разным опытом использования тифлоустройств.

Мы отслеживали, насколько быстро и легко люди осваивают наши устройства, как они воспринимают их на ощупь, что для них очевидно и понятно, а что кажется не логичным.

Например, по результатам тестирования мы поняли, что:

Функция записи «Рекорд» очень важна для слепых людей,
и для нее нужна отдельная кнопка

Людям приятнее трогать мягкие, округлые поверхности, чем геометричные с четкими гранями

Кнопки громкости лучше определяются, когда они в форме качели, а не отдельных кнопок

Группы кнопок разной формы воспринимаются быстрее

Ударопрочность, устойчивость и влагозащищенность — базовое требование к плееру

Пользователям важно иметь возможность выбирать речевого автоинформатора из нескольких вариантов

05

Собрав весь объем исследований и опыт слабовидящих людей, мы создали форму, максимально приближенную к запросам пользователей.

Результат

05

У нас получился современный, яркий, удобный для взаимодействия прибор, который полностью соответствует требованиям ГОСТа и ожиданиям реальных пользователей. На нем можно слушать электронные книги, FM- и интернет-радио, музыку, подкасты и новости. Можно узнавать погоду и время, делать и редактировать голосовые записи.

Плеер «ВОЙСА» уже в продаже и получает положительный фидбэк от пользователей. А мы продолжаем развивать с компанией «КРУСТ» совместные проекты.

Отзыв клиента

Анатолий Ерыванов

Руководитель проекта

«

Команда JetStyle имеет фундаментальный подход, благодаря которому была выстроена работа от анализа потребностей наших пользователей и существующих предложений на рынке, включая наше изделие, до работы с фокус-группами и разработке инновационного решения с узнаваемым дизайном. Был создан новый продукт, которому нет аналогов, как с точки зрения удобства эргономики и дизайна, так и функций, предлагаемых пользователям. Из всей нашей линейки товаров, полученный в результате редизайна, тифлофлешплеер ВОЙСА является самым востребованным у наших клиентов, что говорит само за себя в пользу команды JetStyle.

Над проектом работали

Круст

«

Константин Степнов

Заместитель директора

Анатолий Ерыванов

Руководитель проекта
JetStyle

«

Анна Самойлова

Дизайнер

Максим Смирнов

Арт-директор

Александр Гневанов

Менеджер проекта
Другие работы

Мы работаем над большим количеством крутых
и интересных проектов. Вот еще несколько.