Продуктовая разработка маркетплейса современного искусства
Bizar — маркетплейс современного искусства и дизайна, который помогает работам художников найти своих владельцев.
Здесь российские художники выставляют работы в разных техниках и видах творчества, а посетители сайта могут по разным критериям найти именно то, что им нужно, выбрать вариант оформления и заказать доставку.
Илья Пятигорский,
кофаундер Bizar
Нашей задачей было не просто разработать маркетплейс, а создать удобный сервис подбора и рекомендаций, который в перспективе должен был стать одним из ключевых драйверов конверсии лида в продажу.
Удобный выбор работ — не единственная задача маркетплейса, потому что покупатели — не единственные его пользователи:
Работу над проектом мы ведем в продуктовой логике: формируем лаконичный бэклог, который легко поддерживать в актуальном виде, и все нюансы обсуждаем на регулярных встречах с заказчиком, чтобы каждый раз доставлять очередную порцию пользы в продукт, а после релиза изменений вместе с заказчиком смотрим на метрики и принимаем решения, что делать дальше. Благодаря такому подходу нам удалось ускорить запуск и снизить риски на старте проекта.
Заказчики ставили целью максимально упростить выбор современного искусства для покупателей.
В поиске по работам пользователь может указать ценовой диапазон, категорию искусства, технику, тему, размер работы и преобладающий цвет. В поиске по художникам: вид искусства, технику и направление.
Уже на главной странице сайт помогает пользователю сориентироваться в многообразии работ, предлагая подборки от кураторов проекта — как стандартные: по новизне, цене, популярности, виду искусства и т. д., так и оригинальные: мифы и сказки, мода, яркие краски и т. д.
Пользователь может вписать свои предпочтения в строку поиска. Например, написать «живопись», или «бирюзовый пейзаж», или «до 10 000 рублей» — детектор характеристик уточнит поисковый запрос соответствующими параметрами и покажет подходящие работы.
С помощью калькулятора оформления пользователь может примерить багет, стекло или паспарту и включить подходящий вариант в заказ, чтобы сразу получить оформленную работу.
Мы используем сервис imgproxy, который оптимизирует изображения под достаточные для сайта размеры. Оптимизированные картинки мы складываем в кэш на Яндекс.Облаке, которое управляет загруженностью своего хранилища по принципу видеорегистратора: доходит до лимита и начинает перезаписывать поверх старого, и так по кругу.
1
Оптимизируем
при помощи imgproxy
2
Складываем в кэш
с помощью Yandex Cloud
3
Картинки прогружаются
мгновенно
Мы стремились максимально упростить продавцам задачу по загрузке работ на маркетплейс и управлению каталогом.
Попросить авторов заполнить Excel-таблицу и положить изображения в папку в облаке, чтобы потом мы импортировали эти данные на сайт.
Но в ходе эксперимента оказалось, что заполнение большого количества параметров для каждой работы довольно утомительно. Не каждый творческий человек способен пройти этот долгий путь заполнения таблички. В итоге наполнение работ шло сильно медленнее, чем мы все ожидали.
1
Автоматическое принятие оферты. Не нужно ставить никаких дополнительных галочек — все формальности соблюдаются автоматически.
2
Автосохранение данных при загрузке работ. Уже введённая информация в недозаполненной карточке сохраняется навсегда, в том числе загруженные при заполнении картинки.
3
Предпросмотр карточки товара. Чтобы продавцы не заскучали во время заполнения карточки товара, мы добавили предпросмотр работы на сайте.
Помимо частных художников, на площадке начали появляться целые галереи со своими авторами. Такие контрагенты — большой шаг в развитии Bizar. Как правило, у них уже есть свои сайты с работами — и нам нужно было настроить автоматический перенос этих данных на маркетплейс.
Платежный сервис маркетплейса должен уметь поддерживать огромное количество транзакций, а также работать с юрлицами и физлицами, работать с большими суммами, отбивать чеки, разделять платежи на выручку продавца и комиссию площадки.
Для юрлиц мы использовали «ЮKassa для платформ», а для самозанятых — «ЮKassa. Безопасная сделка».
Мы стали первыми, кто использовал API «Безопасной сделки», поэтому на этапе подключения и отладки работы сервиса разработчики ЮКassа были с нами на связи, просили фидбэк и оперативно чинили баги.
Наши заказчики знают рынок современного искусства и в курсе трендов, поэтому им важно иметь возможность управлять выдачей работ. И для этого мы сделали админку. Она выглядит по-спартански, потому что мы не стали тратить время и силы на дизайн, но свои задачи она выполняет — а в продуктовой разработке это важнее всего.
Через админку заказчики настраивают витрину главной страницы, выбирая наиболее актуальные тематические подборки, добавляя к ним аннотации. Подборки картин также делаются самостоятельно через админку.
Теперь маркетологи Bizar могут экспериментировать с выдачей, выявлять покупательский спрос и улучшать пользовательский опыт через эксперименты.
Как подводить итоги продуктовой разработки? Окончательные — никак, потому что работа над продуктом продолжается, пока он жив. А вот промежуточные итоги подводить можно и нужно — чтобы сверить, туда ли мы идем.
Даже если все собственные идеи мы уже воплотили, мы продолжаем наблюдать за поведением пользователей и находим в их обратной связи то, что можно улучшить.
Маркетплейс запущен в июне 2021-го. Всего за 4 месяца мы вместе с заказчиком с нуля создали и успешно запустили маркетплейс, который сразу стал приносить реальную пользу его владельцам, продавцам и покупателям — потому что процесс разработки был построен в продуктовой логике.
Илья Пятигорский,
кофаундер Bizar
Максим Карматских
руководитель отдела продуктовой разработки
Артём Аксенов
директор по оптимизации бизнес-процессов
Сергей Новоселов
дизайнер
Ольга Степанова
дизайнер
Екатерина Воронина
тестировщик
Андрей Ломакин
разработчик
Константин Харлов
разработчик
Павел Карх
разработчик
Мы работаем над большим количеством крутых
и интересных проектов. Вот еще несколько.
Оставьте телефон и почту,
и мы свяжемся с вами!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!
А пока посмотрите
наши свежие работы
и почитайте блог.
Подписка оформлена!