Продуктовая разработка маркетплейса современного искусства

Bizar — маркетплейс современного искусства и дизайна, который помогает работам художников найти своих владельцев.

Здесь российские художники выставляют работы в разных техниках и видах творчества, а посетители сайта могут по разным критериям найти именно то, что им нужно, выбрать вариант оформления и заказать доставку.

Цель – создать проект, который делает искусство ближе к людям, создает диалог между художниками и покупателями, дает возможность новым талантам прорваться на рынок и заявить о себе.

Илья Пятигорский,
кофаундер Bizar

Нашей задачей было не просто разработать маркетплейс, а создать удобный сервис подбора и рекомендаций, который в перспективе должен был стать одним из ключевых драйверов конверсии лида в продажу.

Решение

Удобный выбор работ — не единственная задача маркетплейса, потому что покупатели — не единственные его пользователи:

01
Покупатели —
выбирают и покупают работы
02
Продавцы —
размещают работы
03
Владельцы сервиса —
управляют выдачей

Продуктовый подход

Работу над проектом мы ведем в продуктовой логике: формируем лаконичный бэклог, который легко поддерживать в актуальном виде, и все нюансы обсуждаем на регулярных встречах с заказчиком, чтобы каждый раз доставлять очередную порцию пользы в продукт, а после релиза изменений вместе с заказчиком смотрим на метрики и принимаем решения, что делать дальше. Благодаря такому подходу нам удалось ускорить запуск и снизить риски на старте проекта.

01

Bizar для покупателей

Заказчики ставили целью максимально упростить выбор современного искусства для покупателей.

Фильтры

В поиске по работам пользователь может указать ценовой диапазон, категорию искусства, технику, тему, размер работы и преобладающий цвет. В поиске по художникам: вид искусства, технику и направление.

Готовые подборки

Уже на главной странице сайт помогает пользователю сориентироваться в многообразии работ, предлагая подборки от кураторов проекта — как стандартные: по новизне, цене, популярности, виду искусства и т. д., так и оригинальные: мифы и сказки, мода, яркие краски и т. д.

Умный поиск

Пользователь может вписать свои предпочтения в строку поиска. Например, написать «живопись», или «бирюзовый пейзаж», или «до 10 000 рублей» — детектор характеристик уточнит поисковый запрос соответствующими параметрами и покажет подходящие работы.

Калькулятор

С помощью калькулятора оформления пользователь может примерить багет, стекло или паспарту и включить подходящий вариант в заказ, чтобы сразу получить оформленную работу.

Для сайта с картинами важно качество изображений. Но при этом для комфорта работы с маркетплейсом важна скорость.

Мы используем сервис imgproxy, который оптимизирует изображения под достаточные для сайта размеры. Оптимизированные картинки мы складываем в кэш на Яндекс.Облаке, которое управляет загруженностью своего хранилища по принципу видеорегистратора: доходит до лимита и начинает перезаписывать поверх старого, и так по кругу.

1

Оптимизируем
при помощи imgproxy

2

Складываем в кэш
с помощью Yandex Cloud

3

Картинки прогружаются
мгновенно

02

Bizar для продавцов

Мы стремились максимально упростить продавцам задачу по загрузке работ на маркетплейс и управлению каталогом.

Изначальная идея

Попросить авторов заполнить Excel-таблицу и положить изображения в папку в облаке, чтобы потом мы импортировали эти данные на сайт.

Но в ходе эксперимента оказалось, что заполнение большого количества параметров для каждой работы довольно утомительно. Не каждый творческий человек способен пройти этот долгий путь заполнения таблички. В итоге наполнение работ шло сильно медленнее, чем мы все ожидали.

Тогда мы создали личный кабинет продавца. На сайте стали появляться работы. Порой даже по 100 штук в день.

1

Автоматическое принятие оферты. Не нужно ставить никаких дополнительных галочек — все формальности соблюдаются автоматически.

2

Автосохранение данных при загрузке работ. Уже введённая информация в недозаполненной карточке сохраняется навсегда, в том числе загруженные при заполнении картинки.

3

Предпросмотр карточки товара. Чтобы продавцы не заскучали во время заполнения карточки товара, мы добавили предпросмотр работы на сайте.

Избавили продавцов галерей от необходимости заполнять данные вручную — интегрировали облачный сервис «Мой Склад».

Помимо частных художников, на площадке начали появляться целые галереи со своими авторами. Такие контрагенты — большой шаг в развитии Bizar. Как правило, у них уже есть свои сайты с работами — и нам нужно было настроить автоматический перенос этих данных на маркетплейс.

Мы использовали микс двух сервисов для приема платежей от ЮKassa.

Платежный сервис маркетплейса должен уметь поддерживать огромное количество транзакций, а также работать с юрлицами и физлицами, работать с большими суммами, отбивать чеки, разделять платежи на выручку продавца и комиссию площадки.

Для юрлиц мы использовали «ЮKassa для платформ», а для самозанятых — «ЮKassa. Безопасная сделка».

Мы стали первыми, кто использовал API «Безопасной сделки», поэтому на этапе подключения и отладки работы сервиса разработчики ЮКassа были с нами на связи, просили фидбэк и оперативно чинили баги.

03

Bizar для владельцев сервиса

Наши заказчики знают рынок современного искусства и в курсе трендов, поэтому им важно иметь возможность управлять выдачей работ. И для этого мы сделали админку. Она выглядит по-спартански, потому что мы не стали тратить время и силы на дизайн, но свои задачи она выполняет — а в продуктовой разработке это важнее всего.

Оформление главной

Через админку заказчики настраивают витрину главной страницы, выбирая наиболее актуальные тематические подборки, добавляя к ним аннотации. Подборки картин также делаются самостоятельно через админку.

Заказчики сами настраивают параметры, влияющие на рекомендации — они проставляют коэффициенты для каждой работы по определенным критериям.

Теперь маркетологи Bizar могут экспериментировать с выдачей, выявлять покупательский спрос и улучшать пользовательский опыт через эксперименты.

Результаты

Как подводить итоги продуктовой разработки? Окончательные — никак, потому что работа над продуктом продолжается, пока он жив. А вот промежуточные итоги подводить можно и нужно — чтобы сверить, туда ли мы идем.

Мы нарочно говорим «продукт», а не «проект». Потому что проект конечен, а продукт растёт и развивается.

Даже если все собственные идеи мы уже воплотили, мы продолжаем наблюдать за поведением пользователей и находим в их обратной связи то, что можно улучшить.

Маркетплейс запущен в июне 2021-го. Всего за 4 месяца мы вместе с заказчиком с нуля создали и успешно запустили маркетплейс, который сразу стал приносить реальную пользу его владельцам, продавцам и покупателям — потому что процесс разработки был построен в продуктовой логике.

1250

зарегистрированных художников

45

топовых галерей

14000

уникальных произведений в каталоге

2000

работ продано

Награды

Лучшая разработка/
интеграция
Лучший маркетплейс
Лучший сайт об искусстве / культуре / развлечениях
2-е место в номинации «Лучший дизайн интернет-магазина/магазина»
3-е место в номинации «Интернет-магазин розничной торговли»

Отзыв заказчика

Начав разработку в январе 2021 года, уже с конца февраля начали подключать на площадку продавцов с готовой админкой для управления каталогом, а в июне запустили коммерческий MVP для клиентов и получили первые продажи и обратную связь от клиентов.
Таким образом, от начала работы над проектом до первой продажи и получения обратной связи от коммерческих покупателей прошло всего 4 месяца.

Это было критично важно для нового и первого сервиса в отрасли современного искусства, где еще нет отраслевых бенчмарков для продукта.

Процесс разработки был прекрасно организован двухнедельными спринтами с гибким подходом к наполнению бэклога задач в зависимости от приоритетов бизнеса и учитывая обратную связь от пользователей площадки, продавцов и покупателей.

К концу 2021 года мы запустили все основные CJ для клиентов с покупкой в один клик, рекомендательными подборками, просмотром контента и многое другое, что позволило поднять конверсию в продажи на площадке в 2 раза.

Илья Пятигорский,
кофаундер Bizar

Команда проекта

Максим Карматских

руководитель отдела продуктовой разработки

Артём Аксенов

директор по оптимизации бизнес-процессов

Сергей Новоселов

дизайнер

Ольга Степанова

дизайнер

Екатерина Воронина

тестировщик

Андрей Ломакин

разработчик

Константин Харлов

разработчик

Павел Карх

разработчик

Другие работы

Мы работаем над большим количеством крутых
и интересных проектов. Вот еще несколько.