1 сентября 2021

Делимся мнением: каким должен быть современный дизайнер?

`

Начало учебного года — самое время, чтобы подумать о траекториях развития и навыках, которые стоит осваивать и прокачивать. Сегодня поговорим о дизайнерах.

Нетология и AGIMA провели большое исследование о том, каким должен быть современный дизайнер. Оно основано на статистике и аналитике рынка труда и включает в себя комментарии экспертов из разных компаний. У нас в штате 25 дизайнеров, мы не могли не принять участие в этом исследовании)

Наши арт-директора и коллеги по рынку высказали мнение о том:

  • какие направления дизайна самые востребованные,

  • какие навыки важнее всего, 

  • на что работодатели обращают внимание на собеседованиях.

 

Лендинг с исследованием
Исследование в PDF (развернутая версия)


А вот что отметили наши ребята.

 

1. Основные тренды в дизайне

 

Евгений Казаков

Во главе трендов снова 3D, как и 20 лет назад, но под другим соусом: объемность и все связанное с ней — от типографики до иконок. Микро-сюжеты в 3D (воксельная графика и т. п.), объемные формы с перетеканием в иллюстрацию. Особое внимание уделяется материалам объектов (стекломорфизм и т. п.) и абстрактным элементам.

А также:

  • Паттерны и оптические иллюзии всегда будут занимать свою нишу, как и мультяшные иллюстрации — это постоянный тренд в отдельном их применении. 

  • Типографика и различные искусства в компиляции с полиграфией и вебом снова актуальны и работают по-своему хорошо. 

  • Природа и минимализм наравне с винтажем и модой 80–90-х соревнуются от проекта к проекту, создавая баланс на рынке рекламы. 

  • Анимацию трудно назвать трендом, она всегда актуальна как инструмент, поэтому сегодня в рамках веба и взаимодействия на всех уровнях ее значимость очень высока. 

 

Артем Купельский

Если говорить о дизайне интерфейсов, то он перестал быть обособленным. Это главное изменение, которое произошло на рынке за последние несколько лет и позволило вывести качество решений на принципиально новый уровень.

 

Константин Остроухов

Все больше внимания уделяется анимации, реакции на действия пользователя. Широко используется WebGL: 3D и шейдеры. Растет количество стилистик, трендов: от неоморфизма до сайтов, где все решено только типографикой, простыми шейпами и анимациями.

 

Иван Князев

Минимализм.
Генеративный дизайн.
Воксельная графика, лоуполи и «гладкие» 3D.
Моушен.

 

 

2. Самые востребованные сегодня направления в дизайне

 

Евгений Казаков

Все направления востребованы, но если выбирать самые-самые, то: 

  • во главе, конечно же, дизайн взаимодействия, пронизанный тонкой линией анимации и моушен-дизайна (веб- и мобильный дизайн с продуктовой составляющей, 3D/AR/VR, геймдизайн, дизайн искусственного интеллекта во всех его проявлениях);

  • рекламный и графический дизайн не теряет своей актуальности (хоть и переходит все больше в интерфейсы);

  • дизайн продуктовой линейки наравне с интерьерным дизайном (очень часто — взаимодействуя); 

  • свое место занимает промышленный и автомобильный дизайн;

  • и более масштабные направления — архитектурный и ландшафтный дизайн.

 

Артем Купельский

Я думаю, что дизайн цикличен, поэтому нельзя быть невостребованным дизайнером — рано или поздно любое направление снова становится актуальным по мере развития новых технологий и инструментов. 

 

Константин Остроухов

Продуктовый дизайн, дизайн мобильных приложений.

 

Максим Смирнов

Всё зависит от сферы, проекта, типа разработки. Большое количество компаний с инхаус-дизайн-командами рождает спрос на продуктовых дизайнеров. Развитие различных видов реальности, соответственно, требует людей, умеющих в 3D, — как художников, так и интерфейсных дизайнеров. Иллюстраторы, моушен-дизайнеры. В общем, все дизайнеры нужны, все дизайнеры важны.

 

Иван Князев

Шрифты и 3D-типографика. Рендер и анимация.

 

 

3. Скилы, которые важны для дизайнера

 

Евгений Казаков

Hard Skills
Очень важно знание инструментария по направлениям сферы деятельности. Однако считаю, что нужно быть универсальным специалистом.
А еще нужно уметь:

  • представлять идеи на бумаге в виде схем, блоков, элементов или графических решений посредством ручки/карандаша/маркера;

  • переносить эти идеи в интерфейсы и макеты посредством различных программ, но с принадлежностью к прототипированию и веб-дизайну, полиграфии и иллюстрации, 3D и пространственной реальности; 

  • обернуть идею с представленной структурой в интерактивные дизайн-макеты с навигацией и необходимой анимацией для презентации идей в лучшем свете. 

Soft Skils
Очень важными критериями считаю системный подход к любому вопросу и возможность пространственного мышления. 

Немаловажным элементом творческой деятельности является упорядоченность (порядок в макетах в том числе) и соблюдение сроков по выставленным ранее оценкам (взвешенность своих способностей по отношению к реализации).
Особенной стороной личности является тактичность и доброжелательность, умение подойти к проблеме с разных сторон и умение признавать и исправлять свои ошибки.
Ну и, конечно, коммуникабельность, дисциплина, взаимовыручка. 

 

Константин Остроухов

Способность грамотно писать тексты и четко формулировать свои мысли.
Умение работать с композицией, типографикой, знание практик проектирования интерфейсов и основ анимации. Не лишним будет владение 3D.
По инструментам: Figma, Photoshop, After Effects, Cinema 4D, Blender. 
По софт-скилам: умение работать в команде, адекватное восприятие критики, тяга к новому и обучению, умение планировать свое время.

 

Максим Смирнов

Я бы выделил несколько важный умений:

  • вычленять цель постановки любой степени адекватности в комплекте с умением задавать правильные вопросы для вычленения этой цели;

  • быстро поставить себя на место пользователя;

  • не влюбляться в свои макеты;

  • смотреть на решение/идею/предложение с разных сторон;

  • не отвергать что-то безапелляционно.

 

Иван Князев

Hard Skills: дизайн-мышление, возможность разбираться в шрифтах, понимание UI/UX.
Soft Skills: гибкость, общение, работа в команде, насмотренность.

 

Анна Татьянкина, HR-директор 

Если голова у человека на месте, то хард-скилы можно нарастить. Поэтому для нас ключевое значение имеют софт-скилы — мы не возьмем суперскилованного по хардам человека, если он не впишется и не сможет стать частью команды.
Вот что нам важно:

  • скорость — в работе над задачами измеряется относительно других ребят;

  • предсказуемость — важнее скорости, потому что мы работает в заказной разработке, и нам важна управляемость процессами. Предсказуемость бывает двух видов: 

  • человеческая — то есть нельзя просто пропасть, а потом сказать, что был у зубного, например;

  • рабочая — это про умение оценивать задачи и предсказывать свою работу и сроки, и что самое главное — про умение попадать в свои оценки. А если что-то идет не так — предупреждать и говорить об этом до того, как мы все продолбали;

  • обучаемость — мы хотим работать с людьми, которые хотят учиться новому и сами проявляют интерес, не боятся задавать вопросы, любопытные и обучаемые;

  • самостоятельность — это шкала от стажера до лида, от состояния, что над человеком надо стоять и все поправлять, до человека, к которому можно прийти с верхнеуровневой задачей. В общем, это про степень абстракции, на которой можно отдавать задачу, уровень необходимой декомпозии и количество дополнительного менеджмента, которое надо потратить, чтобы к обещанному сроку был обещанный результат.

 

 

4. Нужно ли дизайнеру осваивать смежные направления?

 

Евгений Казаков

Все зависит от уровня профессионализма, но в глобальном понимании — да.
Продуктовый, графический или любой другой дизайнер так или иначе делает продукт, ну или часть этого продукта, и понимать, как его работа завязана на бизнес-процессы, лишним точно не будет. А если это веб-продукт, то понимание аналитики и других метрик, которые влияют на конверсию, пользу, себестоимость и т. п., напрямую повлияет на UI/UX-дизайн этого продукта. Ну и нельзя откидывать вопрос вкусовщины, которую четко обосновывают метрики и различные тестирования.

 

Артем Купельский

Думаю, нужно, если:

  • дизайнер заинтересован в собственном профессиональном росте и его драйвит новое направление;

  • изучаемое направление повысит в той или иной мере качество продуктов, над которыми он работает;

  • есть необходимость понимания процессов на всей цепочке разработки продукта.


Всегда нужно отталкиваться от контекста и конечной цели, которую ставит перед собой дизайнер. Где-то может понадобиться специалист с широким набором скилов, а в каких-то задачах будет востребован специалист, способный их решать максимально качественно и предсказуемо.

 

Константин Остроухов

Кажется, что да. Это расширяет кругозор дизайнера, делает его взгляд на решаемые проблемы более разносторонним.

 

Максим Смирнов

Безусловно, нужно. Любое расширение кругозора полезно. Это дает человеку новые пути для понимания задачи и наполняет копилку идей на будущее.
Например, в случае с аналитикой, помимо способности заменить специалиста, недоступного в нужный момент, дизайнер получает набор типовых вопросов/гипотез/решений для выяснения мест, куда нужно приложить его умение.
Или, например, базовые знания в области видеомонтажа могут помочь быстро показать заказчику, арт-директору или моушен-дизайнеру, где что подкрутить.
И самое главное, не надо ограничиваться только диджиталом. Смотрите на промышленный дизайн, рекламные ролики, показы мод, ходите в театры — в любом месте из случайной череды событий можно пополнить копилку идей.

 

Иван Князев

Да. Это про гибкость — узкоспециализированный не выживет. Надо хотя бы немного уметь в программирование или разбираться в коде, плюс основы 3D.

 

 

5. На что мы обращаем внимание на собеседованиях

 

Евгений Казаков

В первую очередь на человека и его умение быть собой в различных ситуациях, насколько он уверенно себя позиционирует в рамках рассказа о своих работах и своем опыте, комфортно ему или нет.

Насколько хороша подача портфолио — оригинальность, участие автора в презентуемой работе, содержательность проектов, глубина их проработки, результаты и полезные навыки, которые кандидат приобрел в процессе работы над проектом.
В финале стоит получить обратную связь от человека по собеседованию. 

 

Артем Купельский

От специалистов разного уровня будут соответственно разные ожидания, но если говорить об общих качествах, которые должны быть в наличии у каждого потенциального кандидата, то это целеустремленность, предсказуемость и самостоятельность.

 

Константин Остроухов

Как человек реагирует на критику.
Как оценивает свой уровень как дизайнера. 
Как размышляет на ходу, когда мы вместе разбираем его работы.
Какие цели есть у человека, чего хочет достичь.

 

Максим Смирнов

Умение работать с обратной связью.
Способность как похвалить себя, так и поругать.
Как кандидат работал с тестовым, как он аргументирует свои решения. 

 

Иван Князев

Портфолио.
Как человек учится.
Заинтересованность в работе, чего хочет от работы.
Эмоциональная совместимость.

 



Как видите, современному дизайнеру нужно много работать. И не только над своими профессиональными качествами — следить за трендами, развивать насмотренность, уметь работать с разными инструментами, но и над своей личностью — быть заинтересованным, гибким и надежным командным игроком. Надеемся, что советы от наших арт-директоров помогли вам лучше разобраться в сфере дизайна и понять, чего вам не хватает, чтобы приблизиться к вашим профессиональным целям.

Подписывайтесь на наш facebook, чтобы не пропускать новости!

Возможно вас заинтересует