2 декабря 2016
«Батенька, да вы трансформер»: великая стройка JetStyle
Мы много работали над новым сайтом для совершенно чумового самиздата «Батенька, да вы трансформер». Потому что этот проект — особенный. По многим пунктам.
О чем-то мы рассказывали по ходу, но все это не сможет передать живых впечатлений живых людей, которые работали над проектом. А мы думаем, что это важно! И поэтому сегодня в формате диалога и без купюр пишем о своих впечатлениях.
Алексей Кулаков, генеральный директор JetStyle и арт-директор проекта
— Почему мы взялись за этот проект?
— Когда к нам пришел Егор Мостовщиков, я, стыдно признаться, «Батеньку» не читал. Но если по-честному, я сам на всю башку долбанутый фрик. И считаю, что люди без чувства юмора — это самые страшные люди, очень их боюсь и не люблю. Поэтому «Батенька» для меня, конечно, — отличный шанс на отчебучить.
Обычно, когда делаешь проект себе или клиенту, все время сталкиваешься с проблемой — бизнес очень боится про себя говорить искренне. Когда выходишь выступать на конференции и хочешь сказать: «Пацаны, мы делаем охренительную штуку, вы даже не представляете насколько». А вместо этого говоришь что-нибудь на бизнесовом сленге, берешь маркетинговый код речей и начинаешь про гайдлайны, комплайны и вот это все. И в лучшем случае, шутишь модные хипстерские шутки.
А когда ты сталкиваешься как читатель/зритель/слушатель с таким вот – то мучительно тоскуешь по разговору без туфты. И да, конечно, есть некоторое количество бизнесов, которые свою коммуникацию строят на мимикрии под искренность — и это уже неплохо. Но давайте смотреть правде в глаза: когда вы занимаетесь бизнесом, вы очень немногое можете себе позволить. Это дуракам, маргиналам и пролетариату нечего терять, поэтому они могут быть настоящими честными людьми. А всем остальным нормальным буржуа терять дофига всего. И поэтому нельзя говорить по правде все, что думаешь. Нельзя сделать проект таким, каким он должен быть. Нельзя отчебучивать со всей дурацкой мочи. Нельзя давать себе волю. Нужно всегда делать скидку, решать «а не подумает ли кто чего». Нельзя говорить слово «херня».
К чему я это все. «Батенька» — офигительный заказчик — потому что можно! Это именно тот проект, в котором даже не то что можно, а нужно! Поэтому в этом проекте тот уровень дизайна, который мы можем себе позволить, исходя из своего профессионального мастерства. У нас отличный диалог с бандой заказчика (компанией их назвать не поворачивается язык) – мы решаем одну и ту же задачу. У чуваков офигенный творческий манифест. Они бредовые и сумасшедшие. И это нормальная творческая позиция и чистое искусство, как я его понимаю.
Кроме коммерческого проекта по дизайну мы еще и шрифт нафигарили! Да мы ж всегда этого хотели. Специальный шрифт, разработанный под заказчика. Но это же чертовы 5 человеко-месяцев работы. Хрена лысого кто-то столько работы закажет и денег за нее заплатит, чтобы просто шрифт свой иметь. Надо признаться, столько денег у Егора тоже не было. Поэтому шрифт мы сделали в подарок. Потому что нам было прикольно. И потому что так иногда надо делать. И я считаю, что шрифт и дизайн — охренительные.
— Было ли что-то еще?
— Да, но я не буду пересказывать весь треш, угар и содомию, которые творились во время работы. Почитайте «Батеньку» и сами все поймете. Добавлю, что мне очень нравится то, насколько внимательны парни к визуальной составляющей. Надо сказать, Мостовщиков — ужасный кровосос. Потому что он во все впивался и получил сервиса сильно больше, чем мы с самого начала хотели ему дать. Кстати, рекомендую, если у вас есть поставщик — делайте как Мостовщиков. Во-первых, когда ему что-то нравится, он прямо показывает, что ты офонаренно офигительно клевый чувак. А потом, когда он просит что-нибудь еще, ну очень сложно его послать) Но, в целом, мы иногда это все равно делаем, потому что он хочет еще и еще)
— Сколько времени мы на этот проект потратили?
— Не скажу, а то расплачусь.
— Стал ли ты читать «Батеньку»?
— Я на него смотрю. Потому что он визуально прекрасен. Смотрю как выглядит шрифт, какие получаются лонгриды. Да, я доволен тем, что получилось. Мы думаем, что это круто. Будем придумывать, как дальше сотрудничать, есть разные идеи. Вообще, я, конечно, знаю, что еще можно улучшить. Но давайте уже заставим эту штуку родиться!
Дарья Прокуда, дизайнер проекта, арт-директор
— Что особенного было в проекте и что запомнилось?
— Знаете, круто работать там, где любят работать. Кайф, когда подкидывают что-то интересное, и ты хватаешься за это лапками, можешь не спать ночами, пока не выпустишь наружу идеальную идею. Так вот. Сумасшедшие проекты — такие как «Батенька» — это подарок небес, который свалился на меня в мой день рождения, когда к нам в офис приехал Егор. Кажется, это был лучший подарок в тот день! Гарри Поттер в роли заказчика, магический контент и орден Постапокалипсиса — что еще можно пожелать?!
— Как оно тебе было все это время?
— Нууу… сначала мне показалось, что мою розовую челку зря приняли в расчет)) казалось, что придется есть грибы для генерации сумасшествия, но я прониклась, буквально нырнула в проект с головой, и он начал расти и складываться в четкую картинку. Главное для меня было заставить интерфейс говорить голосом аристократа на такие… мм…животрепещущие темы как разного рода пауэрлифтинг… знаете, я первый раз краснела именно после прочтения этой статьи.
Но потом началась работа. Сетка и правила построения, четко выверенные пропорции, дух газет прошлого века и книга Монти Пайтонов — вот мои лучшие друзья на протяжении всего рабочего процесса.
И про особенное… Особенное, конечно, шрифт. Ни один из ныне существующих шрифтов не смог задать нужного звучания, не создать было правильного тембра голоса нашего аристократа. Поэтому мы взялись и сделали собственный шрифт Theodore Glagolev Display. Шрифтом занимался мой коллега - Григорий Копосов - сначала в качестве шутки, а потом нас было уже не оторвать. Ведь в нем столько всего! Так «Батенька» заговорил для меня. Так я его слышу. И вижу. Про работу над ним я рассказывала на Behance Portfolio Review № 9:
-
про то, как создавался сайт в общих чертах;
-
про специально разработанный для «Батеньки» шрифт (он попал в лучшие работы в разделе Типографика на Behance).
Виталий Семячкин, разработчик проекта
— Что больше всего запомнилось в проекте?
— Есть одна супер важная штука — ребята в самом начале обещали упарываться за контент. Ага, каждый разработчик слышит такое от клиента, но никто этого на самом деле не делает. Но «Батенька» не такой! Они реально за контент упоротые, это ж просто феномен и нонсенс!
Если же говорить про сам проект, то… Вот взять хотя бы ЕТВ. Они пришли к нам в JetStyle и сказали, что хотят делать крутые лонгриды, и им нужна такая система, которая эти лонгриды поможет им делать. На том проекте мы потратили кучу времени и ресурса, чтобы придумать и запроектировать набор блоков и админку. Чтобы клиент мог создавать что-то wow подобное. И вот «Батенька». Пришел с похожим запросом. Мы гуглили гуглили, искали и искали, и нашли решение, которое позволило «Батеньке» стать таким, каким он стал. CMS Wagtail. Она предоставляет редактору блочный интерфейс создания контента, блоки конфигурируемые, поэтому можно делать их совершенно произвольными как в админке, так и на фронте. Это значит, что можно вставлять разные гриды, сетки, галереи и снипеты. Если честно, это просто охренительная система! Мне реально ничего подобного раньше не попадалось. Помимо того, что она удобна для редактора, она обеспечивает колоссальные возможности для верстки контента и дружелюбна для разработчиков.
Так что мы запилили сайт на базе этой системы. И получается реально классный контент. У «Батеньки» получается собирать совершенно разнородные страницы — и это главное достижение!
Плюс, конечно, у нас появился опыт разработки подобных вещей. Надо сказать, это решение может конкурировать с решениями Look at me Media. Потому что наше функционально не уступает. В общем, если бы не нашлась «Трясогузка» (так название системы переводится), не было бы «Батеньки» с его фантастическими требованиями к контенту и хотелками по отображению его на сайте. Но он есть! И очень крутой.
А еще мы издали книжку из нашей рабочей переписке в Telegram с помощью Ridero.ru. А ребята привезли нам бюст Теодора.
Так и живем.
Возможно вас заинтересует