Как развивается компания?
Цикл обычно такой. Маги-тролли внезапно обнаруживают что-то новое: «Супер, мы сделали изобретение, мы вскрыли истину. Может быть, мы внутри компании что-то нашли, наша большая корпорация до сих пор была не готова открыть глаза на некоторую неэффективность, и мы разрулили эту ситуацию».
После этого воины немедленно идут этим торговать: «О, это инновация. Сейчас я ее кому-нибудь продам». Если что-нибудь получается, то гномы начинают копить ресурсы. И это переход от кастомной разработки и первых продаж — к продуктовой логике. От логики «мы сделали фичу» — к логике «мы сделаем поток». Нашлась инновация, проявилась ведущая ценность изобретения и первые победы, позволяющие аккумулировать ресурсы.
Бизнес-акселерация сводится к тому, что вас учат этот цикл проходить не за годы, а за месяцы. После этого, если вы все сделали нормально, то вы очень быстро вырастаете и из маленькой сплоченной команды становитесь такой здоровенной, что у вас возникает конфликт между магами и гномами.
И здесь вы снова задаетесь вопросом: кто же вы такие и зачем вы все это делаете? Вы уже не маленький рейд, который может быть сплоченным на личных чувствах. Вам нужно понять, что является вашей миссией, чем вы занимаетесь, чем вы не занимаетесь, что дает вам энергию. И в этот момент лидер становится жрецом.
Если все складывается хорошо, если ресурс все еще аккумулируется, то вы попадаете в ситуацию «одна большая семья». Все хорошо. Вы создали место, в которое слоны приходят умирать.
Дальше нужно идти на следующий круг, но к этому моменту есть одна проблемка. Она вот такая:
К этому моменту эльфы и гномы давно и успешно замочили троллей, потому что тролли говорили всякие неудобные вещи: «Мы, конечно, одна большая семья, но давайте посмотрим на факты. Серёга занимается ничем». Или: «Мы, конечно, аккумулируем много ресурсов, но давайте себе признаемся, на чем именно, куда они утекают и что является нашим основным драйвером».
Тролли говорят это кому не надо и когда не надо. К моменту, когда мы все уже большая семья, говорить вслух неприятные вещи руководству давно и прочно нельзя. Ни о том, как устроен коллектив, ни о том, как устроен бизнес, и поэтому на следующий круг компания не идет.
На этом месте умирает большое количество крупных корпораций. Компания не делает перезапуск. Google велик тем, что он таких перезапусков с собой сделал несколько. Есть конторы, которые живут за счет эволюции лидера, и он сам становится в тролльскую позицию. После этого всем чудовищно больно, потому что он никого не щадит и компанию на этом месте очень сильно трясет. Но в момент, когда вам нужно идти дальше, просто необходимо поднять этику правды.
Позиция группы — это сумма этик, которые разделяет эта группа + мана, которую любит группа + позиции, которые занимает лидер.
Есть ведущая деятельность, а есть этика — их нужно балансировать. И когда лидеру надо это сделать, он меняет ведущую деятельность, например: занимался продажами, а сейчас пошел в HR; или вербовал кадры, а теперь пошел обратно в маги-тролли делать изобретение.
Надстройка к этой системе
К гексаграмматону существует дополнительная надстройка немного в других терминах. В ней три роли. Кто играет в компьютерные игры, тот знает, как построен типический рейд в World of Warcraft или любой другой многопользовательской игре.
Танк
Юнит, чья задача сделать так, чтобы снаряды не долетали до группы. «Если неприятность случается, если нужно кого-нибудь бить, бейте меня. Я сильный, я не упаду. Все синяки мне». Обычно из него хорошо делать рейд-лидера, потому что тогда неприятность или не случится, или прилетит в него.

DD (damage dealer)
Юнит, чья эффективность измеряется в терминах damage per second, то есть в пользе, которую он приносит на единицу времени. Чем больше принес, тем больше молодец. Чем хорош DD и в компьютерной игре, и в реальной жизни? У него самый быстрый прогресс, он учится быстрее всех.
Схема простая: ты, DD, учишься хард-скиллам, и если ты не идиот и тебе обеспечивают обратную связь, ты учишься быстро. И ты знаешь, что ты тут нужен для того, чтобы приносить пользу на единицу времени.
Это две понятные концепции. DD стоят за Танком и наносят удары, а Танк их оберегает от ответных залпов. Но обычно в русском бизнесе все построено не так.
Руководитель

Обычно русский руководитель думает, что неприятности должны доставаться исполнителям, поэтому толпа людей лежит впереди менеджера. Если неприятности уже случились, то это неприятности исполнителей. Ведь не менеджеру же, в самом деле, отчитываться. (В ИТ-отрасли часто все-таки не так, ИТ — более прикольная штуковина.) И кто такой Хилер в бизнесе, у нас не знают. Обычно у бизнеса даже слова для этого нет, во всяком случае, в русском.
Хилер
Занимается совершенно конкретной задачей в World of Warcraft. Его задача — сделать так, чтобы Танк не упал. Он знает, что однажды у чувака, которому достаются все неприятности, тупо кончатся силы, потому что какой бы толстой его броня ни была, ее пробивают и он плачет дома. Особенно если в роли Танка девушка. Девушки охрененные Танки, но они хрупкие, они ломаются.
Поэтому в рейде должен быть кто-то, кто сделает так, чтобы Танк видел смысл в работе, чтобы ему было к кому прийти и его подняли из мертвых. Это понятная, на мой взгляд, позиция руководителя.
Такова моя манера строить рейды. Я строю рейд от Хилера. Но очень часто и в играх, и в жизни это выглядит так: три DD ищут Танка и Хилера, потому что ребят DD очень много, так как хард-скиллы вкачиваются быстро, и Танки время от времени тоже случаются. А вот Хилеры капец редкие.
На мой взгляд, эффективная конфигурация рейда такая: Хилер хиляет несколько Танков, за Танками стоят группы DD.
Как это накладывается на первую историю? А вот так:
Отличные DD — тролли-маги
Они любопытные. Ты им говоришь, что делать, — они делают. Здесь много инженерной работы. Также отличные DD — это воины-гномы, например, продавцы на рейде. В реальной жизни в JetStyle DD — это разработчики: дизайнеры, фронтендеры, бэкендеры и пр.
Лучшие Танки — воины-гномы
Им нужна победа. Они отлично воспринимают военную метафору, потому что понимают: их задача — защищать. В JetStyle это менеджеры проектов.
Хилеры — это эльфы-жрецы
На мой взгляд, это роль толкового эйчара. Как себя ведет нормальный Хилер в нормальном рейде? Сначала лечит Танка, а потом, если остается время, лечит остальных. Потому что если умрет Танк — умрет рейд. По-моему, нормальный способ делать бизнес. В JetStyle роль Хилера берут на себя руководители.
Вывод
Человек эволюционирует в ходе работы в коллективе, и у него может меняться роль, а у руководителя роль меняться должна. Если ваша компания выросла и теперь у нее другая ведущая деятельность и другая ведущая этика, вам нужен лидер в другой позиции: или сами смените позицию, или наймите другого лидера.